Самарцы познакомились с собственными тибетскими «корнями»

В среду в музее им. Алабина открылась выставка «Тибет-Поволжье: связи, история, современность». Это одна из первых попыток рассказать не только о связях нашего региона с тибетскими школами буддизма, но и пойти немного дальше демонстрации ритуальных предметов и красивых фотографий, объяснив, как буддизм «работает» с человеком.

Фото:

Выставка «Тибет-Поволжье» создана по инициативе межвузовского гуманитарного музейного центра СамГУ. По словам директора МГМЦ Валентины Зудиной, эта экспозиция — часть большого проекта «Ноев ковчег», в рамках которого со временем должны появиться выставки, посвященные и другим религиозным учениям, присутствующим на территории Самарской области (было, в частности, сказано о проектах, связанных с исламом, христианством и славянским язычеством).
Проект объединил три самостоятельные выставки. Международный арт-проект «Ступа, исполняющая желания» рассказывает о традиционных буддистских монументах - ступах, их символике, технологиях строительства и о том, как древняя традиция продолжается сейчас в России и Европе. В частности, можно узнать, что единственная в Поволжском регионе ступа сейчас строится в поселке Морки республики Марий-Эл.  
Самый обширный раздел выставки «Тибетский буддизм в Самарском крае: история и современность» рассказывает об истории буддизма в Самаре — с XVII века, когда в этих местах появились калмыки, до наших дней. Границы Калмыцкого ханства, бывшего единственным в Европе буддистским государственным образованием, проходили как раз возле реки Самары. Более того, по словам  куратора выставки Натальи Перла, территория нынешнего Тольятти в XVIII веке и вовсе на какое-то время стала буддистским центром — сюда царское правительство переселяло калмыков, бежавших из разгромленного цинской империей Джунгарского ханства. Среди них было и несколько лам. Беженцев крестили, но, не зная русского языка, многие из них даже не поняли, что поменяли вероисповедание. Таким образом, строки Бориса Гребенщикова о  «Волге-матушке, буддистской реке» получили неожиданное обоснование.
О живших на территории области буддистах напоминают несколько экспонатов из фондов музея Алабина — статуи бодхисаттв, крышка ритуальной чаши и т.д. По словам Натальи Перла, датировать их очень трудно, но, по крайней мере, о нескольких можно сказать, что они приняты музеем еще в XIX веке, а некоторые найдены при раскопках на глубине полтора метра.
О связях современной Самары с тибетским буддизмом рассказано в основном с помощью фотоматериалов. Также демонстрируется фильм об истории и целях буддийского учения, снятый учениками знаменитого  ламы Оле Нидала — первого европейца, ставшего ламой в традиции Кагью. Центр этой традиции действует и в Самаре.  Вообще, конечно, информации о школе Кагью на выставке гораздо больше, чем, например, о линии Гелуг, которой, в основном, придерживались и придерживаются калмыки или, тем более, таких традициях Тибета, как Дзогчен или Нингма. Организаторы выставки резонно объясняют это тем, что традиция Гелуг основательно представлена на выставках и мероприятиях  культурного центра «Радуга», и к тому же, оказывается, калмыки изначально практиковали буддизм школы Кагью, которая позднее была вытеснена Гелуг.
Наконец, третья часть выставки позволяет нам перенестись в малоизвестный туристам регион Тибета Ладак — благодаря фотографиям Яны Телещук, привезенным из Ульяновска. Можно, например, увидеть снимки труднодоступной пещеры, где медитировал один из основателей тибетского буддизма Падмасамбхава. Дополнят выставку лекции и экскурсии, которые будут проводиться по выходным.
Конечно, общая картина получилась несколько эклектичной — выставка балансирует между разными жанрами, ни один из которых ни доведен до полноты и совершенства: тут и попытка рассказать о смысле буддистского учения с помощью пространных подписей к экспонатам, и подборка научных фактов, и фотолетопись современной школы Кагью. Впрочем, в нынешних условиях это естественно, и для неспециалиста информации на выставке хватит на несколько часов. Остается только приветствовать попытку предоставить самарцам возможность познакомиться с разными духовными традициями на «нейтральной территории». Думается, таких нейтральных мест, где информация о религиях предоставляется без агитации «вступать в ряды», в Самаре не хватает.

Источник: www.vkonline.ru

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Дима Немытышев 09 апреля 2024 13:15 В Самару приедет папа Тани Гроттер

великолепные книги супер

Екатерина Грачева 22 июля 2023 15:10 Татьяна Мрдуляш: "Я вместе со своей Родиной"

Какое вранье и лицемерие. Предательница, сбежавшая через месяц в Израиль. Волга ньюс, Вам не кажется, что эту статью нужно убрать, а если хотите упоминать имя этой продажной , ненавидящей Россию, детке своей мамы, то пишите о ней правду!

Дмитрий Лакоценин 22 июня 2023 12:05 В Самаре определился подрядчик на реставрацию старообрядческой церкви

Достойная организация!

Дмитрий Лакоценин 21 июня 2023 11:33 Поляну Грушинского фестиваля модернизируют за 130 млн рублей

Дорогое удовольствие...

Дмитрий Лакоценин 21 июня 2023 11:30 В Тольятти соберутся народные хоры со всей России

Знаковое мероприятие.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5