Выставка "Константин Коровин. Русский импрессионизм" откроется 26 ноября

Выставка импрессиониста Константина Коровина и его современников из коллекции Русского музея будет работать в Мраморном зале Самарского художественного музея с 26 ноября по 21 января.

В Самару привезут 27 картин известного русского живописца, созданных в период с 1890-х по конец 1910-х, а также работы его современников, членов "Союза русских художников" Абрама Архипова, Константина Юона, Игоря Грабаря и других. Выставка проводится в рамках действующего с 2014 года проекта "Филиал Русского музея" в Самарском областном художественном музее и станет первой крупной ретроспективой Константина Коровина в Самаре.
Свежесть и непосредственность восприятия зримого мира, свободная и темпераментная манера письма, жизнеутверждающий характер образов принесли Константину Коровину (1861-1939) заслуженную славу крупнейшего представителя русского импрессионизма. Начав свой путь с передвижнического реализма, Коровин приобщается к общеевропейскому художественному наследию, к искусству барбизонцев и импрессионизму. С импрессионистами его роднит жизнеутверждающий пафос и верность натуре, в основе которой лежал принцип равнозначности всего, изображаемого художником. Но, в отличие от аналитических задач, которые ставили перед собой импрессионисты, Коровин стремился к тому, чтобы "выходила не живопись, а музыка".
Южная природа усиливала яркость и декоративность палитры художника. Коровин жадно стремился схватить ее изменчивую красочность. Картины "На берегу моря" (1910), "Гурзуф вечером" (1912), "Пристань в Гурзуфе" (1914) наполнены светом, воздухом, живописная стихия в них как бы вибрирует, дышит, постепенно замещаясь световым миражом. В работах 1910-х - 1920-х гг. все более нарастает качество, точно названное А.Бенуа "фееричностью" ("Базар", 1916).
Пейзажи европейских городов - Парижа ("Париж 14 июля", первая половина 1900-х), Марселя, Виши ("В Виши", 1911) - чаще всего романтические ноктюрны, причудливо соединяющие естественный и природный свет. Париж в интерпретации художника - "праздник, который всегда с тобой".
В своих деревенских пейзажах Коровин идет по стопам Саврасова и Левитана, создавая новый тип пейзажа - пейзаж-настроение, "пейзаж весны, талого снега, вечера, осени", проникнутый чувством любви к родной земле. Таковы работы "Дорога. Звенигород" (1891), "На Сенежском озере" (1898), "Уголок провинции (Улица в Переславле)" (1905), "Улица в деревне" (1905), "Осень. Островки" (1912), "Ветер" (1916), "Деревня. Осень", 1917; "Весна" (1917), "Сельский пейзаж с мостом" (1919).
Особое место в творчестве художника заняла тема русского Севера, на выставке она представлена работами "Поморы" (эскиз для одноименной картины 1894 г.), "На Севере" (1899), "Пристань в Архангельске" (первая половина 1890-х). Здесь доминирует темная, бархатистая тональность с переходом к серебристости.
С 1900-х гг. натюрморт становится одним из ведущих жанров в творчестве Коровина. Его интересуют декоративные эффекты, музыка общего, сопоставление различных по фактуре предметов. Здесь с яркостью проявляется гедонизм творчества мастера ("Сирень", 1915; "Рыбы", 1916).
Характер творческих поисков художника раскрывают и включенные в экспозицию произведения театрально-декорационного искусства. Это "Град-столица", 1911 - эскиз декорации для постановки балета Ц.Пуни "Конек-Горбунок" на сцене Мариинского театра в Петербурге и "Палата царского дворца в Тмутаракани", 1912 - эскиз декорации для постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" на сцене Большого театра в Москве. Театральная тема продолжена и "Портретом неизвестного в театральном костюме" (нач. 1890-х гг.), который, предположительно, является изображением старшего сына С.И.Мамонтова, С.С.Мамонтова - журналиста, драматурга, художественного критика, принимавшего участие в домашних постановках Абрамцевского кружка.
На выставке представлены также произведения современников и сподвижников К.А.Коровина по "Союзу русских художников", продолжающих традиции отечественного импрессионизма - в основном, это лирические пейзажи, исполненные на пленэре, отличающиеся широтой и свободой письма.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Дмитрий Лакоценин 22 марта 2023 12:40 Стали известны подробности открытия филиала Третьяковки в Фабрике-кухне

Работу по спасению памятника начали гораздо раньше. Виталий тому свидетель. Но главное результат. Объект жив и полезен России.

Дмитрий Лакоценин 22 марта 2023 12:38 В доме-музее Ленина откроется выставка "Пробуждение"

Объект должен жить! И это здорово!

Дмитрий Лакоценин 22 марта 2023 12:36 В зале Союза художников России откроется выставка "Голоса старой Самары"

Стоит порадоваться за благое дело!

Дмитрий Лакоценин 22 марта 2023 12:35 В галерее "Виктория" открылась выставка "чá-щá"

Стоит пожелать удачи Галерее

Дмитрий Лакоценин 22 марта 2023 12:28 Самарский археологический центр планируют открыть в сентябре 2023 года

Дело хорошее но много волосатых лапок...

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6