Константин Лисецкий абитурентам: "Ищите себя - найдете и перспективную специальность"

Проблема самоопределения особенно актуальна в эти дни для вчерашних школьников. Объяснить эту проблему и ее - во многом решающую - значимость мы попросили декана психологического факультета Самарского университета, профессора Константина Лисецкого.

Фото:

При выборе вуза и конкретной специальности можно, конечно, высчитывать шансы получить для обучения бюджетное место. С этим приходят в приемные комиссии многие абитуриенты и их родители, и их трудно за это осуждать. Другой вопрос, какие риски для личностного развития несет в себе такой сугубо прагматический подход. Ведь на самом деле, подавая документы для поступления в вуз, молодой человек выбирает не столько направление обучения, сколько свой жизненный путь.

Самоопределение как основа основ

- Константин Сергеевич, как наличие или отсутствие выраженного самоопределения влияет на психологию молодого человека?

- Жизнь человеку задана как задача, где он - загадка для самого себя. Главные вопросы - "Кто Я?" и "Зачем Я?"  Сколько не кликай Google, ответа не будет. Поиск ответа на эти вопросы и есть Самоопределение. И с особенной остротой эти вопросы стоят в молодости. Человек - живой "решеметр" и "выборометр" - в этом его необыкновенная природа. Самоопределение не завершается никогда. Просто оно ярче отражается в эмоциональной сфере человека в молодости, в период "бури и натиска", ожиданий, сомнений, искушений, больших возможностей и еще не проявившихся разочарований. В тот период, когда способность формулировать задачи на языке жизненного пути и самоорганизации зачастую выражена слабо.

- Тут может сыграть роль любая случайность?

- Да, влияние внешних, случайных указателей может оказаться даже роковым для будущего молодого человека. Для организации собственных размышлений и прогнозирования своего будущего молодым людям полезно ответить на такие вопросы: "Что, скорее всего, произойдет в моей жизни, если я выберу этот путь?", "Что, скорее всего, не произойдет в моей жизни, если я выберу этот путь?", "Что произойдет, если я выберу не этот путь?", "Что не произойдет, если я не выберу этот путь?"

- Как наличие или отсутствие самоопределения влияет на психологическое состояние абитуриента и его родителей? Может ли этот фактор приводить к стрессу и рискам ошибочных решений при выборе вуза?

- К ошибочным решениям приводит непонимание вариантов или неумение оценить их объективно и критически, но не выискивая недостатки, как многие делают. Важнее рассмотреть все эти варианты с разных сторон, прислушаться к своим чувствам и ответить себе на вопрос: "мое или не мое".

- А как быть молодому человеку с оправданием родительских ожиданий и надежд?

- Как правило, родители переживают период выбора жизненного пути не менее остро, чем их дети. И детям хочется доставить радость родителям. В этой ситуации растет число домашних истерик и упреков, взаимных обвинений и даже скрытых угроз. Родился, оправдал надежды одних, испортил замысел другим... Индивидуальность человека находится в зазоре между надеждой и испорченным родительским замыслом. Однако страх ошибки при выборе пути - хуже самой ошибки. Ошибки могут многому научить. Страх ничему не учит. Главное - ошибки не повторять. Избегание самоопределения - путь в безличностность, в "никтовость". А это пострашнее любого стресса. Свобода и выбор - всегда Тревога!

- Что влияет на профессиональное самоопределение абитуриентов?

- Почти все: от информационного поля вокруг высшего образования и рынка труда до встреч с конкретными людьми и настроения в данный момент. Мода, социальное окружение, актуальная политическая ситуация. Сегодня исчезают конкретные профессии. Вместо них появляются различные - все более универсальные - сферы деятельности. Профессионализация уступает место самоорганизации. Есть истории, когда, казалось бы, успешные выпускники школ с хорошими баллами ЕГЭ решали идти не в вуз, а в армию. Это тоже самоопределение. Или другие истории, когда встречи с представителями разных специальностей кардинально меняли взгляды абитуриентов на мир и профессиональное развитие. Кстати, подобные встречи намного полезнее буклетов и тестов из журналов.

"Кто ищет, тот находит"

- На что стоит ориентироваться абитуриентам при выборе своего жизненного пути? Что мешает им сделать правильный выбор?

- Сегодня часто встречается "выбор без выбора". Когда молодому человеку приходится выбирать бюджетное место, а не жизненный путь. Еще сильно мешает суета - и детей, и родителей. Мешают чужие советы "знающих" людей. Хотя тут нужно оговориться: если мы говорим про выбор вуза и направления подготовки, учитывается целый комплекс факторов - количество бюджетных мест, наличие/отсутствие общежитий, статусность факультета и т.д. А если мы говорим про выбор жизненного пути - это фактически поиск смысла жизни. Что влияет на это? Только сам процесс поиска. Универсальное "ищите и обрящете". Кто ищет, тот находит. Кто лишь рассуждает о важности поиска, теряет время и силы. Трудно разбудить человека, который не хочет открыть глаза.

- Кто и как может помочь абитуриенту выявить те его личностные особенности, зная которые, можно более точно выбрать будущую профессию и достичь в ней успехов?

- Прежде всего, психологи, профессионально подготовленные к такой деятельности. Но могут и родители, и учителя, и другие значимые для старшеклассника люди. Как? Своим вниманием, обсуждением значимых для подростков тем. Они не всегда могут быть напрямую связаны с профессией, не всегда могут быть понятны родителям или учителям, зато они открывают возможности для общения и совместного поиска ответов. Это очень важный процесс. Чтобы помочь растерявшемуся человеку, недостаточно протянуть ему руку - надо, чтобы он в ответ подал свою.

- Несколько советов молодому поколению, как найти свое место в жизни.

- Думать, искать, ошибаться, но исправлять ошибки. Спрашивать. Отвечать. Слушать себя и прислушиваться к другим. Замечать противоречия и искать варианты, при которых эти противоречия сглаживаются. И, конечно, не должны раздражать чужие успехи.

- Что значит быть самим собой?

- Родители и учителя лишь создают условия для роста и развития человека, вступающего в жизнь. Быть самим собой - его личная задача. Я становлюсь собой, когда мои мысли, чувства и действия не противоречат друг другу, находятся в согласии. Интересуйтесь тем, что происходит внутри вас, не меньше, чем тем, что вас окружает. Если во внутреннем мире все в порядке, то и во внешнем все встанет на свои места. Воплощается лишь то, что есть в голове и в душе! Если не знаешь, чего хочешь, будешь воплощать то, чего не хочешь. Парадокс психики: нет цели - воплощаешь проблемы. К сожалению, все взрослые говорят, как должно быть. Увы, но мало кто учит молодых людей выбирать и принимать жизненно важные решения.

- Вы - из этих немногих?

- В ответ поделюсь своими личными наблюдениями. Хорошее образование освобождает от необходимости приобретать ненужные вещи, а красота сохраняется гораздо лучше и дольше на умном лице. Выбирайте лучшие университеты! А в заключение приведу слова французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который мне очень помог в молодости и к которому я периодически возвращаюсь по сей день: "Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного. Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством. Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью - ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную. Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем".

Константин Лисецкий о своем профессиональном самоопределении

- Я хотел стать режиссером или драматургом (хотя бы кукольного театра). Но однажды, в 11 лет, я увидел и услышал Вольфа Мессинга (он приезжал с концертом в Куйбышев, и мой отец пригласил его в гости). Тогда я впервые услышал слово "психология". Психоаналитики наверняка предположат, что это событие было роковым в моей жизни. Я в этом не уверен.

У меня первое хорошее инженерное образование и опыт работы на энергетических предприятиях, в частности, на Балаковской АЭС. Я изучал и сопромат, и теоретическую механику и устройство паровых и газовых турбин. Очень ценный опыт. Разъезжая по командировкам, мне хотелось понять, как устроен мир человеческих отношений и какие разные бывают люди.

Квалифицированных специалистов (рабочих и инженеров) для строительства АЭС в Поволжье не хватало, и меня назначили директором учебного центра по их подготовке. В то время было развито движение студенческих строительных отрядов. Мне нравилось с ними работать. Решил заняться этим квалифицированно. Поступил в Московский академический институт развития личности, где потом защитил кандидатскую диссертацию. В 1987 году меня пригласили работать в СамГУ на кафедру педагогики и психологии. Потом был создан психологический факультет, где я уже двадцать лет декан. Защитил докторскую диссертацию по психологии, но ни разу в жизни не пожалел о том, что чему-то учился зря: знания никогда не бывают бесполезными. Самоопределение прохожу регулярно, в начале каждого нового учебного года.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31